История нового времени
В истории имеются свои условные периоды. Сегодня мы рассмотрим историю нового времени, а точнее ее начало. Средневековье заканчивается в 16 веке и тогда же начинается Раннее Новое время.
Следует сказать, что 16 и 17 века имеют особое значение для истории вообще и истории науки в частности. Это время рождения современной науки, у колыбели которой стояли такие великие ученые, как Галилео Галилей и Исаак Ньютон (см. интересные факты о Ньютоне и Галилее).
Создание научно-технического фундамента нового времени
В первые три века нового времени были достигнуты важные результаты в разных отраслях точных и естественных наук – в физике, механике, астрономии, геологии, гидротехнике, минералогии и географии. Часть из них была использована в сфере производства и мореплавания.
Были изобретены и сконструированы многие инструменты и приборы: телескоп, микроскоп, зрительные («подзорные») трубы, термометр, барометр и гидрометр. Значительно усовершенствовались часы – появился их вариант для личного пользования.
Были сделаны первые шаги к созданию парового двигателя. Физическая сила человека пока еще была главным видом энергии. Но все более широко использовалась сила животных, воды и ветра. В возрастающих объемах применялись древесина, древесный и каменный уголь, торф.
Водяные и ветряные двигатели (мельницы) использовались во многих отраслях производства, а их конструкции постоянно совершенствовались.
Больших успехов достигла черная металлургия. Мастера научились придавать стали специальные качества – твердость, упругость и т.п. Появились отдельные механизмы для дробления руды, ковки стали, ее прокатки, волочения проволоки и т.п.
В текстильной промышленности появились ножные самопрялки, значительно ускорившие прядение и повысившие качество пряжи. Производительность ткацких станков возросла в 3-4 раза.
На океанские просторы выходили все более крупные и совершенные суда. Размеры, скорость и грузоподъемность их возрастали от 500 кг до 2 тысяч тонн. Почти все они имели пушки. Все более точные географические карты, компасы и др. навигационные приборы помогали с уверенностью намечать маршруты все более дальних плаваний. История нового времени делала мир «ближе и теснее».
Прогресс в сельском хозяйстве был медленнее. Здесь старое занимало еще достаточно прочные позиции. Но и тут наблюдались признаки нового. Совершенствовалась техника обработки земли.
Во все больших количествах начали применять удобрения (навоз, ил, торф). Расширялся ассортимент посевных культур, а также росла продуктивность животноводства.
Новая форма государства
Начальный период новой истории (XVI — XVIII вв.) был своеобразным, «особенным» временем всемирной истории. Отличие заключалось в его переходном характере.
Одновременно существовали два уклада жизни – старый (феодальный) и новый (капиталистический). Старый с каждым днем все более слабел, новый – набирал все больше сил. Подробнее об этом мы писали в статье про развитие капитализма.
Эта меняющаяся обстановка все более явственно проявлялась в социально-экономической структуре общества и не могла не проявиться в политической сфере. Формируется новый тип государства – абсолютизм (лат. absolutos — безусловный).
Что же было «безусловным» в новой форме государственности? Безусловной, неограниченной («самодержавной» – в российском варианте) стала власть монарха – короля, царя или императора.
Абсолютизм, пришедший на смену сословно-представительной монархии, был попыткой феодальных сил (дворянства) сохранить свое господство в меняющейся исторической обстановке.
То есть абсолютизм возникает для защиты старого строя жизни – господствующего положения дворянства, и это с самого начала противопоставляло его буржуазии.
Но абсолютизм был одновременно попыткой старого приспособиться к условиям нового времени, и это вынуждало его считаться с интересами быстро набиравшей силу буржуазии.
Буржуазия некоторое время тоже приспосабливалась к абсолютизму, однако этот период в истории был не продолжительным.
История нового времени и церковь
Абсолютизм – это всевластие монарха, означающее его контроль над всеми сторонами жизни общества. Поэтому абсолютизм опирался на бюрократический (чиновничий) аппарат, который и проводил «волю» монарха в жизнь.
Но нельзя забывать о том, что господство дворянства опиралось и на мощную поддержку церкви. В эпоху средневековья церковь приобрела огромное влияние. Непокорный ей феодал (и даже король!) мог быть отлучен от церкви.
Но жизнь человека того времени не могла быть вне церкви – такое просто не умещалось в его сознании. И католическая церковь пользовалась огромным влиянием не только как сила духовная, но и как сила политическая.
Это позволило ей стать и крупнейшим феодальным собственником земли и прочих богатств. История нового времени поставила Ватикан (резиденция римских пап) в сложное положение: католицизм оказался между двух огней и впал в кризисное состояние, признаки которого проявились уже в 14-15 вв.
Церковь подверглась атаке со стороны абсолютизма. С образованием сильных, единых и централизованных государств церковь становится менее нужной дворянам, да и абсолютный монарх не мог терпеть рядом с собой равную ему силу.
Церкви почтительно (и непочтительно) начинают внушать мысль о том, что она должна ограничиться своими прямыми обязанностями – молиться за грешный мир и призывать народ к смирению.
За этим стояло стремление абсолютизма лишить церковь материальной основы, завладев частью ее огромных земельных и прочих богатств. Дворянству это очень понравилось.
С другой стороны, на церковь начинает наступление буржуазия. Католицизм с его величественными, богато украшенными храмами и пышными обрядами был для буржуазии слишком «дорог».
К тому же значительная часть духовенства не являла собой примера праведной жизни. Не вызывали восторга у буржуазии и многочисленные монастыри. Но главное заключалось в том, что католицизм являлся опорой феодального строя, каждодневно благословляя власть и богатство дворян, а, заодно, и свое собственное, далеко не бедное существование.
Именно поэтому история нового времени начинается с того, что буржуазия все громче начинает требовать реформы церкви.
Возникает движение, названное Реформацией. Это было учение о создании «дешевой» (не стоящей обществу столь дорого) церкви. Это внешняя сторона.
Внутренний смысл Реформации – борьба за ликвидацию всего феодального, и атака на него начинается с разрушения его главной опоры – католицизма.
Буржуазия, конечно, не отказывалась от веры в Бога. Но верить в него она хотела по-своему, по-капиталистически – просто и скромно, то есть экономно. Буржуазия находилась в состоянии «первоначального накопления».
Так началась новая история человечества. О дальнейших научно-технических достижениях, удивительных изобретениях и гениальных открытиях смотрите в других статьях нашего сайта.
Если вам понравилась статья про историю нового времени – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Интересные факты:
-
Аноним