Эразм Роттердамский

Дезидерий Эразм, также Эразм Роттердамский, или просто Эразм (урожд. Герхард Герхардс; 1469-1536) – наиболее выдающийся ученый Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Автор одного из изданий греческого оригинала Нового Завета с комментариями, стал инициатором мирского критического исследования текста Священных писаний.

Роттердамский способствовал возврату в культурный обиход литературного наследия античности. Приобретя большую славу в Европе благодаря своим свободолюбивым воззрениям, он не принял Реформацию и в конце жизни остро дискутировал с Лютером относительно доктрины свободы воли (которую многие протестанты ставили под сомнение).

erazm-rotterdamskij

В биографии Эразма Роттердамского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Роттердамского.

Биография Эразма Роттердамского

Эразм Роттердамский появился на свет 28 октября 1469 года (по другим источникам в 1466 или 1467 году) в Гауде (неподалеку от Роттердама) в нынешних Нидерландах. По этой причине, его фамилия скорее представляет собой прозвище, обозначающее место проживания ученого.

Детство и юность

Роттердамский был внебрачным ребенком служанки и сына бюргеров, которому прочили карьеру священника. Его воспитанием занималась мать. Еще в раннем возрасте он отличался любознательностью и тягой к получению знаний.

Изначально Эразм обучался в местной школе, после чего был переведен в школу Герта Грота, находящуюся в Девентере. Основной упор здесь делался на исследовании древней литературы. Когда Роттердамскому едва исполнилось 13 лет он стал сиротой – его родители скончались от чумы.

Эразм осознал, что в таком положении ему будет недоступна общественная карьера. В результате, после некоторых раздумий, он решил удалиться в монастырь, в котором провел 5 лет своей биографии. Стоит заметить, что монастырская атмосфера и быт были ему чужды.

В свободное время Эразм Роттердамский уделял большое внимание чтению классических произведений, а также глубокому изучению латинского и греческого языков. В кратчайшие сроки талантливый юноша смог заинтересовать меценатов своими знаниями, высоким интеллектом и прекрасным владением латинской речи.

Это привело к тому, что Епископ Камбре учредил Роттердамского на должность личного секретаря для ведения переписки на латыни. Благодаря такому привилегированному положению он смог оставить монастырь, с новой силой погрузиться в гуманистическую науку и посетить ключевые центры гуманизма той эпохи.

В скором времени Эразм обосновался в Париже, который в те годы считался центром схоластической учености. Здесь он познакомился с лордом Маунтджоем, который помог ему завести знакомства с разными известными личностями, включая Томаса Мора, Джона Фишера и Джона Колета. Тогда же он впервые смог пообщаться с британским монархом Генрихом VIII.

Общественная деятельность

Эразм Роттердамский часто путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он удостоился степени доктора богословия и был тепло принят Папой римским.

В 1506 г. в ученый начал преподавательскую деятельность в Кембридже. Он преподавал греческий, являясь одним из самых авторитетных знатоков этого языка. Эразм читал богословские лекции, в основе которых находился оригинальный текст новозаветных Писаний.

erazm-rotterdamskij-4

Таким образом, Роттердамский был одним из первых, кто самостоятельно толковал Новый Завет опираясь непосредственно на оригинальный текст, а не на труды схоластов. Спустя 5 лет он был избран профессором Кембриджа, а еще через 2 года уехал в Германию.

После этого Эраст отправился в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского получил должность советника короля. Одновременно с этим он продолжал заниматься самообразованием и посещать различные государства.

В данный период биографии Эразм Роттердамский особенно активно занимается научной и литературной деятельностью. Он обрел настолько большой авторитет в Европе, что с ним стремились вести переписку правители разных стран, Папа римский и прочие высокопоставленные лица.

У Эразма появилось множество покровителей, что позволило ему стать кардиналом и материально обеспеченным человеком. К нему приходили за советом высокопоставленные политики и предприниматели. Философ имел обширные познания в науке, культуре, религии, политике и других областях, являясь сторонником исследования и точных знаний.

Идеи и творчество

Первым крупным трудом Роттердамского стал сборник фраз и анекдотов античных авторов – «Adagia». После издания данной работы о нем узнала вся Европа. В 1504 г. он опубликовал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина».

Эразм придерживался курса духовного самосовершенствования, который ставил выше устоявшихся традиций. В ходе путешествий по британским городам, он стал автором книги «Похвала глупости» (1509). В ней он критиковал ряд схоластических идей эпохи Средневековья.

Также объектами критики философа стали обычаи, воззрения и суеверия европейцев. Одновременно с этим, он иронично высказывался о церковном быте и ритуалах. И хотя сам он не поддерживал Реформацию, его труд сыграл большую роль в данном религиозном движении.

erazm-rotterdamskij-1

Интересен факт, что «Похвала глупости» была переиздана 40 раз еще при жизни Роттердамского. Обладая тонким чувством юмора и оптимизмом, он верил в способность человека бороться с собственным несовершенством.

Современники прозвали Эразма «европейским оракулом», поскольку его идеи оказали серьезное влияние на мировоззрение европейцев в 16 веке. В 1515 г. свет увидела работа «Наставление христианского государя», а через года была издана «Жалоба мира», в которой затрагивались проблемы войн и пацифизма.

В произведении «О свободе воли» Роттердамский критиковал Реформацию, остро полемизируя с Мартином Лютером. Как гуманист он проявил себя в разных сферах. Он достиг больших высот в филологии, исследуя, переводя и толкуя труды Еврипида, Лукиана и прочих античных писателей.

Параллельно с этим, Эразм изучал фонетику языка и новозаветные Писания, прибегая к весьма смелой трактовке тех или иных текстов. В результате, его критические предположения, в будущем приведут к образованию некоторых протестантских течений.

Также Эразм Роттердамский имел репутацию прекрасного педагога. «Разговоры запросто», опубликованные в 1518 г., имели эффект разорвавшейся бомбы. Данное произведение произвело большое впечатление на европейских мыслителей и литераторов.

Эразм был убежден, что на развитие личности человека влияет воспитание, в основе которого включены умственное развитие, заложение основ нравственности и религиозность. При этом, большое значение имеет и физиологическое развитие.

По мнению философа, ключевой целью воспитания является раскрытие потенциала каждого отдельного человека. Он призывал к заботе и уважению детей, крайне негативно относясь к любому телесному и моральному насилию. Помимо этого, он был сторонником обязательного образования для каждого человека.

Личная жизнь

Эразм имел репутацию образцового священнослужителя, который не был замечен в любовных интригах и прочих хитросплетениях. Он не был женат и не имел детей. Многие годы его личной биографии ушли на путешествия и написание книг.

Смерть

Эразм Роттердамский умер 12 июля 1536 года от дизентерии. После себя он оставил крупное литературное наследие, закрепив за собой славу главы гуманизма.

Фото Эразма Роттердамского

erazm-rotterdamskij-5 erazm-rotterdamskij-3 erazm-rotterdamskij-6

uchenyj-erazm-rotterdamskij
Ученый Эразм Роттердамский

pamyatnik-erazmu-rotterdamskomu

Если вам понравилась краткая биография Эразма Роттердамского – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:



А что вы думаете об этом?
  • Аноним

    Более ста лет назад ученый Дэвид Шафф написал об Эразме Роттердамском, этом удивительном человеке: «Он умер в изоляции, не имея сторонников. Католикам он был не нужен. Протестантов он отверг сам». Эразм считал, что христианство должно быть жизненным путем, а не просто соблюдением бессмысленных и пустых религиозных обрядов. Он убедился, что знания из Библии крайне важны. Поэтому он решительно выступал за то, чтобы Библия была переведена и на другие общедоступные языки того времени.

Top