Айседора Дункан
Айседора Дункан (1877 или 1878-1927) – американская танцовщица-новатор, родоначальница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Супруга русского поэта Сергея Есенина (1922-1924).
В биографии Айседоры Дункан есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Дункан.
Биография Айседоры Дункан
Айседора Дункан появилась на свет 27 мая 1877 года в американском городе Сан-Франциско (Калифорния). Она росла в семье банкира, горного инженера и знатока искусств Джозефа Чарльза Дункана и его жены Мэри Айседоры Грей.
Детство и юность
У Дункан была старшая сестра Элизабет и 2 старших брата – Раймонд и Августин. В скором времени после рождения Айседоры ее отец обанкротился, вследствие чего семейство какое-то время испытывало крайнюю нужду. Стоит заметить, что ее родители расстались, кода она была еще младенцем.
В результате, мать забрала дочерей и сыновей к себе. Чтобы прокормить детей женщина подрабатывала портным делом и давала частные уроки на фортепиано. Стоит заметить, что все дети Мэри Айседоры Грей проявляли живой интерес к танцам.
Вскоре все ее сыновья и дочери начали обучать других детей танцам, стремясь оказать матери финансовую помощь. Когда Айседоре было около 10 лет она решила бросить школу, поскольку считала ее бесполезной.
Вместо этого, Дункан захотела сосредоточиться исключительно на танцах и музыке. При этом, она занималась самообразованием. Именно тогда, девочка начала делать первые шаги на сцене.
Танцы
Достигнув совершеннолетия Айседора Дункан обосновалась в Чикаго, где начала танцевать в ночных клубах. В кратчайшие сроки она приобрела репутацию некой «экзотической диковинки», поскольку выходила на сцену босиком и в греческом хитоне, чем основательно шокировала зрителей.
В 1899 г. Дункан выступала в богатых домах Лондона, сумев заработать достаточно денег для аренды студии. Спустя пару лет она была принята в группу Лои Фуллер во Франции. Важно отметить, что танцовщица Фуллер оказала на Айседору большое влияние в плане формирования ее исполнительского стиля.
Фуллер и Дункан имели похожие идеи на танец, рассматривая его как природное движение тела, а не строгую систему отрепетированных телодвижений. Весной 1902 г. Айседора феерично выступила в Будапеште, после чего к ней пришла первая большая популярность.
В последующие годы биографии Дункан активно гастролировала по всему миру. Ее выступления всегда проходили с аншлагами и долгими аплодисментами. В 1904 г. она основала свою первую танцевальную школу в Германии, после чего открыла еще одну в Париже.
Накануне Первой мировой войны (1914-1918) Айседора Дункан дала ряд концертов в России, где у нее появилась масса поклонников. В результате, здесь начали открываться студии, в которых учеников обучали свободным или пластическим танцам.
В 1914 г. в Петербурге даже была создана студия музыкально-пластического движения «Гептахор». Во всех мировых СМИ писали о Дункан, отзываясь о ней как о революционной танцовщице, каждое движение которой гармонично рождалось из предыдущего.
С ней стремились завести дружбу видные политические и культурные деятели. В 1921 г. нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский предложил Айседоре основать в Москве танцевальную школу, пообещав взять на себя все финансовые затраты.
Дункан согласилась реализовать данный проект, однако ее ожидания не оправдались. Не смотря на государственную поддержку, в послереволюционной России ей пришлось пройти через многие испытания: бытовые трудности, отсутствие отопления и даже голод.
Помимо этого, основную часть средств Айседора Дункан была вынуждена добывать сама. И все же, столичная школа разрасталась быстрыми темпами, приобретая всю большую известность. Однако к тому моменту танцовщица уже была в годах, утратив былую изящность.
В России Дункан прожила около 3-х лет. Покинуть эту страну ей пришлось по ряду разных обстоятельств, в связи с чем управление школой легло на плечи ее приемной дочери Ирмы.
За годы творческой биографии Айседора черпала вдохновение в античном искусстве, а также увлекалась взглядами Уитмена, Вагнера и Ницше. Во время выступления на сцене она часто прибегала к импровизации, задействуя классическую музыку или мелодии революционных композиций.
Практически всегда Дункан выходила на сцену босиком в свободных полупрозрачных хитонах. Ее творческая система заключалась в самовыражении свободной личности. Она разработала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма.
Именно Айседора добилась того, чтобы свободный танец получил статус отдельного вида искусства. В результате, ее наработки оказали существенное влияние на реформацию русского балета и академического танца.
Женщина постоянно заявляла, что танец обязан представлять собой естественное продолжение телодвижений, а также отражать чувства и характер танцора. На своем примере она доказала, что ее идеи не просто слова, а реальность.
Личная жизнь
В личной биографии Айседоры Дункан были отношения не только с мужчинами, но и с женщинами, что неоднократно приводило к громким скандалам. Она родила 2-х незаконнорожденных детей – дочь Дердри Беатрис от театрального режиссера Гордона Крэга и сына Патрика от предпринимателя Париса Зингера.
Дети Дункан трагически погибли в 1913 г.: машина, в которой находились малыши со своей няней, на скорости рухнула в Сену. Смерть детей стала настоящим ударом для нее, вследствие чего ей было непросто выйти из глубокой депрессии. В 1914 г. у нее родился сын, который не прожил и дня после родов.
Позже Айседора подружилась с итальянской феминисткой Линой Полетти. Их часто видели вместе, вследствие чего возникли слухи будто они состояли в близких отношениях. Однако достоверных фактов этому нет.
В 1917 г. Дункан удочерила 6 своих воспитанниц: Анну, Марию-Терезу, Ирму, Лизель, Гретель и Эрику, которых она обучала еще в Германии. Девочки стали продолжательницами практики свободного танца и пропагандистками творчества приемной матери.
Осенью 1921 г. в биографии Айседоры произошло знаменательное событие – знакомство с известным русским поэтом Сергеем Есениным. У них начался бурный роман, который окончился свадьбой примерно через полгода. Интересен факт, что Есенин был на 18 лет младше Дункан.
Став женой поэта, Айседора получила советский паспорт. Сергей повсюду сопровождал супругу на гастролях, в связи с чем успел побывать в ряде стран, включая США. При этом Есенин испытывал невыносимую ностальгию по родине, о чем писал в своих письмах друзьям.
Биографы Дункан и Есенина описывают этот брак главным образом со скандальной стороны. При этом нельзя не отметить, что супругов, бесспорно, сближали и творческие отношения. Летом 1923 г. Сергей уехал домой, а Айседора навсегда покинула Россию в следующем году.
Их союз распался, продержавшись менее 2-х лет. Позднее танцовщица завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста. Об их взаимоотношениях стало известно из переписки женщин.
Смерть
В последние годы биографии Айседора Дункан редко выходила на сцену, имела массу долгов, пристрастилась к спиртному, а также часто находилась в эпицентре интимных скандалов. Великая танцовщица скоропостижно скончалась вследствие несчастного случая в Ницце.
Во время прогулки на автомобиле, на женщине был длинный шелковый шарф. Неожиданно ее шарф попал в спицы обода колеса, после чего артистку буквально выбросило из машины. Айседора Дункан погибла 14 сентября 1927 года от перелома шеи. Ее тело было кремировано, а урна с прахом установлена в колумбарии на французском кладбище Пер-Лашез.
Фото Айседоры Дункан
Если вам понравилась краткая биография Айседоры Дункан – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.