Николай Рерих
Николай Константинович Рерих (1874-1947) – русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, ориенталист и общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств. За годы жизни стал автором порядка 7000 полотен и около 30 томов литературных трудов.
Создатель Пакта Рериха, основоположник международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Оказал существенное влияние на развитие нью-эйджа в России.
В биографии Рериха есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Николая Рериха.
Биография Рериха
Николай Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. в Санкт-Петербурге. Он рос и воспитывался в семье знаменитого юриста Константина Федоровича и его жены Марии Васильевны. У него было 2 брата – Владимир и Борис, и сестра Лидия.
Детство и юность
В доме Рерихов часто бывали разные известные личности, включая Дмитрия Менделеева и Николая Костомарова. Еще в раннем детстве у маленького Коли начали проявляться увлечения живописью, историей и археологией.
Родители отдали Николая в гимназию Карла Мая, которую он окончил в 19-летнем возрасте. После этого он продолжил обучение в художественном училище при Императорской Академии художеств. Одновременно с этим он получал образование на юрфаке Петербургского университета.
С 1895 г. Рерих занимался у известного живописца Архипа Куинджи. В данный период биографии он поддерживал дружеские отношения с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Сергеем Дягилевым и другими деятелями культуры.
Будучи студентом Рерих самостоятельно проводил археологические раскопки, находясь в составе Русского археологического общества. Параллельно с этим он занимался сбором материалов, касавшихся народного творчества. В 1897 г. он стал дипломированным художником. Интересен факт, что его дипломной работой была картина «Гонец», которая была куплена Павлом Третьяковым.
Тогда же Николаю доверили должность помощника заведующего Императорским музеем. Вместе с тем, он трудился в издательстве «Искусство и художественная промышленность». С 1898 г. он начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом, где несколько лет был лектором и одним из руководителей археологических раскопок в разных уголках страны.
Рерих сделал немало интересных находок, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае и начал коллекционировать различные предметы древности. К 1910 г. его коллекция насчитывала свыше 30 000 экспонатов из разных стран.
Живопись
В 1900 г. Николай переезжает о Францию. Здесь он обучается в студиях живописцев Кормона и Пюви де Шаванна. Вернувшись домой, он начинает работать в историческом жанре. Его картины отличались глубоким философским содержанием и знанием истории.
Одновременно с этим Рерих продолжает посещать разные регионы России, все больше и больше узнавая о традициях, быте и менталитете различных народностей. Все это находит свое отражение в его картинах: «Вечер богатырства киевского», «Сходятся старцы, «Идолы» и др.
Начиная с 1905 г. Николай Рерих уделял большое внимание оформлению балетных, оперных и драматических спектаклей. В данный период биографии он делал все возможное для возрождения художественной Руси и сохранения культурного наследия.
Рерих достигает больших высот в сферах станковой и монументальной живописи. Тогда же, он стал автором цикла этюдов с архитектурными памятниками России. В 1910 г. он участвовал в археологических экспедициях, в ходе которых смог обнаружить руины древненовгородского кремля.
К тому моменту биографии полотна Николая Рериха уже неоднократно представлялись на международных выставках. Его талант высоко оценивался рядом зарубежных экспертов, вследствие чего картины русского художника приобретали разные музеи, включая Лувр.
В зрелом возрасте в творчестве Рериха сочетаются реализм и символизм. Он экспериментирует с разными жанрами, находясь в поисках цвета. К примеру, он прибег к способу накладывания одного красочного тона на другой, что было положительно отмечено художественными критиками.
Николая Константиновича ценили за его оригинальность и самобытность в живописи. Помимо написания картин, он занимался оформлением книжно-журнальной графики. Он стал автором многих антивоенных полотен, среди которых «Зарево» и «Ангел Последний».
Мужчина по-прежнему продолжал заниматься «спасением» культурного наследия России, обращаясь за поддержкой к императору и другим представителям власти. Незадолго до Октябрьской революции 1917 г. Рерих отправляется в Финляндию.
После госпереворота в России Финляндия закрыла границы, по причине чего Николай не смог вернуться домой. Стоит заметить, что в последующие годы биографии он начал кампанию против большевиков. К тому времени он уже успел поучаствовать в нескольких крупных выставках, проходивших в Европе.
На каждой из них работы Рериха удостаивались наивысших похвал. В 1919 г. он вместе с семьей переезжает в Лондон, а уже в следующем году ему устраивают 3-летнее выставочное турне по американским штатам. В США его полотна также пользуются фантастическим успехом.
В Америке Николай Рерих написал цикл картин «Святые», посвященный русским святыням. Параллельно с этим, он выступает с лекциями, на которых рассказывает о русской культуре.
В скором времени мэтр открывает в Нью-Йорке «Мастер-Институт объединенных искусств», созданный для сближения народов посредством культуры и искусства. Однако, пожалуй, самый значимый след в творческой биографии Рериха оставила его экспедиция в Гималаи.
В 1923 г. Николай вместе с семейством приехал в Индию, куда он уже давно мечтал попасть. Интересен факт, что во время путешествия по этой стране, Рерихи преодолели около 3000 км!
После этого художник отправился в экспедицию по труднодоступным и малоизученным регионам Центральной Азии. За 3 года странствий Рерих собрал богатый материал в археологической, этнографической, лингвистической и художественной областях.
Любопытно, что за эти годы Николай Константинович написал около 500 картин, сумев таким образом запечатлеть множество пейзажей экспедиционного маршрута. Он создал циклы работ «Гималаи», «Учителя Востока», «Матерь Мира» и т.д.
Важно отметить, что осенью 1927 г. под давлением британской разведки, экспедиция была задержана тибетскими властями неподалеку от Лхаса. На протяжении 5 месяцев Рерих с единомышленниками был вынужден находиться в заснеженном высокогорье.
Примечательно, что группе так и не разрешили посетить Лхасу, вследствие чего путешественникам пришлось в крайне тяжелых условиях прокладывать путь в Индию. Биографы до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, какова была действительная цель данной экспедиции.
Выдвигались разные версии, включая художественные и этнографические цели, шпионаж в пользу ОГПУ, политические мотивы и поиск Шамбалы. Известно, что Рерих живо увлекался спиритизмом, который пользовался большой популярностью в России той эпохи.
По мнению некоторых советских биографов, со временем у Николая Рериха выработалось крайне отрицательное отношение к спиритизму. Сам он относил себя к мистикам и постоянно находился в поиске разных истин.
Литература
За свою жизнь Рерих написал массу литературных трудов, которые разместились на страницах 30 томов. При этом 2 тома были связаны с поэзией. Его перу принадлежат такие знаковые работы, как «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии», «Цветы Мории», «Пути Благословения», «Держава Света», «Шамбала» и др.
Принято считать, что ключевым литературным трудом Николая Рериха является духовное учение «Агни-йога» («Живая Этика»). Он писался в духе философии космической реальности. В ней автор рассуждал о душевном просветлении и самосовершенствовании.
В 1929 г. благодаря усилиям мастера был принят «Пакт Рериха». Он представлял собой 1-й в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью.
Пакт был подписан в США представителями 21 государства Северной и Южной Америки в 1935 г. Позднее этот документ был одобрен индийским правительством. После себя Рерих оставил богатейшее наследие. Появилась масса рериховских обществ, которые успешно работают по сей день на разных континентах.
Личная жизнь
Женой Николая была Елена Шапошникова, которая происходила из интеллигентной семьи. Она была высокообразованной девушкой, увлекавшейся рисованием, философией, мифологией и умевшей играть на пианино.
Супруги одинаково смотрели на мир, поддерживая друг друга до конца жизни. В этом браке у пары родились сыновья Юрий и Святослав. Николай и Елена вместе путешествовали и исследовали труды индийских философов.
Интересен факт, что женщина заявляла будто посредством «откровений свыше» получала послания от Махатмы Мориа. На основе ее дневников была опубликована серия книг о религиозно-философском учении «Живой этики». По словам семейного врача Рерихов – доктора Яковенко, жена Николая была психически нездоровым человеком.
Яковенко заявлял, что женщина страдает «эпилептической аурой», вследствие чего ей слышатся голоса и видятся невидимые предметы. Сам Рерих не воспринимал данную информацию всерьез. Это было связано с тем, что художник часто оказывался под влиянием супруги и даже был уверен в ее экстрасенсорном даре.
Смерть
За несколько лет до смерти Рерих начал испытывать проблемы с сердцем. Еще до начала Второй мировой войны (1939-1945) он хотел вернуться в Россию, против чего выступало советское правительство. Он многократно пытался получить визу на въезд в СССР, используя разные связи на высшем уровне, но все его попытки оказались безуспешными.
Николай Рерих умер 13 декабря 1947 года в возрасте 73 лет. Он был похоронен согласно индийским традициям – тело кремировали, а прах развеяли на вершине горы.
Фото Рериха
Если вам понравилась краткая биография Рериха – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Интересные факты:
-
Аноним